Духи – парфюмерные средства на базе душистых композиций с добавлением растворителей, фиксаторов и красителей. Духами часто называют любую парфюмерию, независимо от степени её стойкости и концентрации. При этом по количеству ароматических веществ продукты подразделяются на следующие категории:
- экстракты (extract) - от 30 до 40% душистых компонентов в растворителе;
- духи (parfume) – от 20 до 30%;
- парфюмерная вода (eau de parfume) – от 15 до 20%;
- туалетная вода (eau de toilette) – от 5 до 15%;
- одеколоны (eau de cologne) – от 3 до 5%.
В состав парфюмерной композиции входит от 30 до 100 различных веществ, а ее производство занимает от 3 месяцев до пары лет. За это время формула аромата созревает, а сам парфюмер добивается идеального звучания каждой ноты.
Душистые вещества и способы их получения
Душистые вещества – органические компоненты, предназначенные для создания парфюмерных композиций. По источникам получения они классифицируются на синтетические и натуральные соединения.
В первую группу входят альгиды, кетоны и амины, образованные путем дегидратации спиртов. В чистом виде они обладают отталкивающим запахом прогорклого масла. Однако при добавлении растворителя вещества источают ароматы, имитирующие сено, свежую выпечку, шоколад и другие натуральные компоненты.
На базе синтетических молекул удалось получить совершенно новые ольфакторные группы – гастродизиаки, фужеры и авангардную парфюмерию. Благодаря им в конце XX века появились духи с запахом бензина, мокрого асфальта, дождевой воды, белой глины, алюминия и проч.
Уникальная особенность альдегидов заключается в том, что они способны имитировать редкие и дорогие ингредиенты: пудру, кожу, восточные пряности и древесину. Наиболее популярной композицией на базе альдегидов на протяжении многих лет остаются знаменитые духи Chanel №5.
В категорию натуральных душистых веществ входят эфирные масла, резиноиды, а также конкреты и абсолюты. Технология их производства сопряжена с большим количеством трудностей и включает несколько этапов.
Эфирные масла
Эфирные масла добывают путем деструктивной дистилляции пахучих растений одного вида. В качестве сырья применяются соцветия, листья, стебли, а также корни и плоды. Предварительно измельченные ингредиенты засыпают в дистиллятор, где под воздействием раскаленного пара разрушается их клеточная структура. По спиральной трубке высвободившаяся эссенция попадает в приемник. Здесь она охлаждается, в результате чего водяной пар превращается в гидролат, а растительная эссенция – в эфирное масло. Современным парфюмерам известно несколько методов дистилляции, среди которых есть паровая, вакуумная и фракционная.
Цитрусовые масла получают путем холодного отжима, так как термическая обработка разрушает их первичную структуру.
Сырье для эфирных масел выращивают на территории ботанических садов, плантаций, ферм и заповедников по всему миру. Крупными поставщиками аромомасличных растений являются Франция, Испания, Индия, Россия, а также Китай и Тайланд.
Экссудаты и резиноиды
Экссудаты (камеди и смолы) – вещества, выделяемые растениями в местах повреждения коры, древесины и корневой системы. Представляют особую парфюмерную ценность благодаря выраженному аромату. Известным экссудатами являются уд (смола агарового дерева), ладан (продукт босвелии сакра), бензоин, лабданум и мирра.
Для получения душистых веществ экссудаты растворяют в спиртовых настойках, петролейном эфире, бензине, бензоле, либо бутане. Продукты экстракции смолистых субстанций называются резиноидами. Именно они используются для создания парфюмерных композиций.
Животными аналогами резиноидов являются мускус, амбра, цибетин, кастореум. Это продукты жизнедеятельности диких зверей, придающие духам ориентальное звучание. Отличаются слабовыраженным запахом и применяются в качестве фиксаторов общей композиции.
Мускус – секрет мускусной кабарги, добываемый из половых желез самца. В прежние времена, чтобы получить этот компонент, животных убивали и отрезали у них мускусные мешочки. В наши дни кабаргу усыпляют, а мускус выскабливают специальными инструментами. Готовый продукт используют при создании люксовых духов и дорогостоящих композиций.
Амбра – продукт жизнедеятельности кашалота. Образуется в ЖКТ самца в результате повреждения стенок желудка. Вещество покидает тело кашалота естественным путем, после чего его прибивает к берегу. Серая амбра применяется в качестве эффективного фиксатора ориентальных композиций.
Современные парфюмеры редко используют натуральные животные компоненты при создании своих духов. В начале XX на смену им пришли синтетические аналоги.
Конкреты и абсолюты
В результате дистилляции некоторые растения утрачивают ароматические свойства. Это касается таких деликатных цветов, как жасмин, отдельные сорта роз, ирисы, арника, луговые травы. Чтобы сохранить их первозданные свойства, парфюмеры разработали метод анфлеража.
На стеклянные экраны наносится тонкий слой жира, поверх которого выкладываются лепестки цветов. По истечении 24 часов лепестки заменяют новыми. За это время животная база впитывает в себя эфирные масла и приобретает тонкий аромат. Количество замен может достигать 40 раз. Готовый продукт называется парфюмерной помадой. Она используется для производства конкретов и абсолютов.
Конкрет получается в результате экстракции помады такими растворителями, как гексан, бензол, петролейный эфир. Он отличается полутвердой, воскообразной консистенцией и высоким содержанием примесей.
Для того, чтобы использовать полученное вещество в парфюмерии, конкрет очищают до состояния абсолюта. Абсолюты – концентрированный материал, полученный в результате спиртовой экстракции.
Готовые душистые вещества используются для создания баз. Базой в парфюмерии называется элементарный аккорд, в состав которого входит набор синтетических и натуральных компонентов. Готовые базы упрощают работу парфюмеров, т.к. они точно имитируют эталоны: фиалка, персик, грейпфрут и другие ароматы.
Создание парфюмерной композиции
Написание формулы аромата – первый этап в создании парфюмерной композиции. Одновременно над образом будущего парфюма трудится целая команда специалистов: маркетологи, дизайнеры, парфюмеры и элюваторы.
Элюватор – специалист по оценке качества концентратов на стадии их разработки. Он выступает в роли посредника между командой парфюмеров и заказчиками. Именно он получает задание (бриф), анализирует его, курирует деятельность профессионалов и отбирает лучшие образцы для демонстрации клиентам. Элюватор исследует рыночные тенденции, а после сообщает полученную информацию коллегам.
После ознакомления с брифом парфюмер приступает к написанию формулы. Для этого он использует весовую платформу, ароматические растворы и блоттеры. Всю информацию специалист записывает в блокнот или специальную программу на ПК. В прошлом рабочее место парфюмера представляло собой стол, оснащенный большим количеством полок разной высоты. На полках размещались флаконы с парфюмерными базами и ароматическими веществами. Такую мебель в шутку называли парфюмерным органом из-за внешнего сходства с музыкальным инструментом.
В своей работе парфюмеры оперируют понятиями «нота», «аккорд» и «композиция».
Нота – начальная ольфакторная единица. Это ароматы растений, камедей и смол, мускуса и прочих натуральных компонентов (синтетический аналог - молекула). Ноты, обладающие схожими признаками, объединяются в семейства. Современной парфюмерии известно 6 ольфакторных семейств:
- цветочные;
- цитрусовые;
- шипровые;
- кожаные;
- древесные;
- ориентальные.
Данная классификация принята в конце XX в. Французским парфюмерным сообществом. Однако с развитием химической промышленности парфюмеры получили доступ к новым семействам: акватическому, гурманскому, авангардному и другим.
Специалист объединяет ноты в аккорды, на основе которых выстраивает ольфакторную пирамиду. Это структура, с помощью которой можно наглядно изобразить постепенное раскрытие аромата. Все ноты распределяются в пирамиде по степени летучести на стартовые, сердечные и шлейфовые:
- Верхними нотами называются вещества с высокой волатильностью: цитрусы, зелень, акватические ароматы
- Нотами сердца выступают цветы, пряности и фрукты.
- Классическими базовыми нотами считаются бальзамы и смолы, древесина и мхи, животные фиксаторы и кожа.
Написав формулу аромата, парфюмер приступает к созданию композиции – многокомпонентной смеси душистых веществ, в составе которой отсутствуют красители и растворители. Синонимом парфюмерной композиции является «концентрат».
Во время работы мастера постоянно корректирую звучание нот и аккордов. Задачи парфюмера на данном этапе сводятся к выделению доминанты, формированию объема и шлейфа.
Объем – это способность аромата звучать одновременно в нескольких регистрах. Наличие баланса, стабильности и объема свидетельствует о высоком качестве парфюма.
Третьим этапом в создании духов считается вызревание. На данном этапе компоненты смеси вступают в активную реакцию, в результате чего ольфакторные характеристики концентрата улучшаются. Сроки вызревания зависят от количества натуральных веществ в духах и могут составлять от 30 до 45 дней.
Готовая парфюмерная композиция проходит многоступенчатый контроль качества и отправляется на завод.
Фабричные процессы
Духи производят под постоянным контролем заводской лаборатории. Поступивший концентрат тестируют по ключевым ольфакторным признакам, после чего производят его «доводку»:
- определяют точное соотношение душистых веществ;
- проверяют формулу аромата (при необходимости);
- исключают из состава запрещенные компоненты.
В купажном цехе композицию смешивают со спиртом, красителями и дистиллированной водой. Чаще всего в качестве растворителя применяется изопропилмитистат – продукт реакции миристиновой кислоты и изопропилового спирта. Данное вещество не сушит кожу, отлично фиксирует душистые вещества и не имеет выраженного запаха.
В баках аромат вызревает от пары недель до 3 месяцев. На протяжении этого времени сотрудники лаборатории следят за стабильностью парфюмерной формулы. При отклонении ольфакторной пирамиды от начальной композиции, партию снимают с продажи. Готовые духи разливают по флаконам и завальцовывают помпой. Емкости помещают в футляры и упаковывают в целлофан.
Искусство парфюмерии считается синтетической дисциплиной, которая находится на стыке химии, физики и психологии. В связи с этим, создание духов считается долгим и трудоемким процессом, который часто сравнивают с написанием музыкальной композиции или другого произведения.